|
Реклама:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
‹‹‹назад
Для решения поставленных задач в тренировке гребца широко применяются
средства общей подготовки (ОП) и специальной подготовки (СП). К
средствам общей подготовки относятся упражнения, направленные на повышение
уровня функциональной подготовленности, воспитание выносливости, силы,
расширения диапазона двигательных навыков и совершенствование
технического мастерства методом переноса двигательных действий, и могут
выполняться как упражнения из вспомогательных видов спорта, упражнения на
тренажерах, общеразвивающие упражнения с отягощениями и без них.
Средствами специальной подготовки являются упражнения, направленные на
повышение уровня общей и специальной выносливости, силовой и скоростной
выносливости и совершенствование технического мастерства и выполняются в
основной или вспомогательной лодке, гребном бассейне и на гребном тренажере. В
процессе занятий задача технической, физической, тактической
и в значительной степени психической подготовки решаются средствами
специальной подготовки – гребля в спортивной лодке, причем направленность
упражнений зависит от сочетания компонентов тренировочной нагрузки и
применяемого метода. Применяемые в тренировке гребцов методы
подразделяются на две группы: непрерывные – равномерный и переменный; прерывистые
– интервальный, повторный, контрольный и соревновательный. Равномерный
метод – характеризуется сохранением продолжительное время (не менее 40 мин.)
темпа и ритма гребли, величины усилий и амплитуды движений. Скорость
передвижения составляет 60-80% от максимальной, пульс – в пределах аэробной
зоны. Метод способствует развитию аэробной производительности организма,
дает стойкие функциональные сдвиги и стабилизирует двигательные навыки.
Недостаток метода – монотонность. Переменный
метод – характеризуется непрерывной работой с плавной сменой темпа, ритма,
величины усилий и амплитуды движений. Диапазон скоростей – от умеренного до
субмаксимального, пульс – до 170 ударов в мин. Метод способствует расширению
диапазона двигательных навыков и его вариативности, скоростных возможностей,
развитию быстроты, силы и выносливости. Преимущество метода в отсутствии
монотонности и универсальности. Изменение сочетания компонентов (длина
ускорений, скорость, продолжительность снижений скорости) позволяют решать
различные задачи: комплексное развитие физических качеств, совершенствование
техники гребли. Интервальный
метод – характеризуется четкой регламентацией всех параметров тренировки: общей
продолжительности, количества и продолжительности интенсивной гребли и продолжительности
интервалов между интенсивными отрезками. Ускорения выполняются со скоростью
около 90% от максимальной с достижением к концу отрезка пульса 170-180 ударов в
мин., а следующее ускорение начиналось при снижении пульса до 120-130 уд/мин.
Если пульс не восстанавливается интенсивность на ускорении должна быть
снижена. Время между ускорением заполняется греблей малой
интенсивности (зона I ). Метод способствует комплексному развитию
специальной и скоростной выносливости. Интервальная тренировка является
преимущественно тренировкой сердца, т.к. характер восстановления сразу после
окончания интенсивного отрезка, если пульс не превышал 170-180 уд/мин.,
способствует увеличению ударного объема сердца. Метод способствует
быстрому достижению пика спортивной формы, но и утрачивается она также быстро. Повторный
метод – характеризуется повторным прохождением мерного отрезка дистанции после
полного восстановления и возвращения на старт. Скорость на отрезках в
зависимости от их длины и задач тренировки может быть от дистанционной до
максимальной. Пульс может возрастать до 190-200 уд/мин. Метод способствует
развитию скоростных возможностей (при прохождении коротких отрезков),
скоростной выносливости (при прохождении средних и длинных отрезков),
специальной выносливости (соревновательной) и воспитанию психической
устойчивости. Гребля на средних отрезках с субмаксимальной скоростью
способствует образованию кислородного долга, близким к максимальному, что, в
свою очередь, оказывает значительное воздействие на другие подсистемы –
мышечную, вегетативную, эндокринную. Особенно большое влияние испытывают
надпочечники, которые выделяют в кровь гормоны, обеспечивающие функционирование
организма при скоростной работе в условиях кислородного долга. Метод
способствует увеличению энергетических ресурсов в мышцах – креатинфосфорной и
аденозинфосфорной кислот, калия, фосфора. Значительно возрастает запас
гликогена. Одновременно повторная тренировка способствует экономизации
расходования энергозапасов, а также устойчивости мышц к недостатку калия.
Коренное отличие повторного метода от других в том, что если все предыдущие
методы воздействуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, то повторная
тренировка в первую очередь совершенствует мышечный обмен. При этом возрастает
мышечный потенциал и способность мышц работать при низком содержании кислорода.
Повторные тренировки обычно завершают подготовку к соревнованиям.
Недостатком метода является то, что при продолжительном его применении
исчерпываются энергетические ресурсы и наступает перетренировка.
Контрольный и соревновательный метод заключается в контрольном прохождении
дистанции на очередной тренировке или официальных соревнованиях. Метод
позволяет спортсмену научиться оптимально распределять силы на дистанции, приобрести
уверенность и закалить бойцовские качества. По содержанию
тренировка повторяет участие в соревнованиях: разминка, подъем на старт,
прохождение дистанции и заминка. ИНТЕНСИВНОСТЬ
ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ. Интенсивность
тренировочных упражнений классифицируется по зонам аэробного, анаэробного и
смешанного энергообмена, имеющим определенную тренировочную направленность и
биоэнергетические показатели: I - пульс
до 140 уд/мин - малоинтенсивная работа, применяется во время технических и
восстановительных тренировок, во время разминки и заминки. Время не
ограничивается. II -
пульс 140-160 уд/мин - аэробная работа, нижняя граница зоны соответствует
достижению максимального ударного объема сердце» верхняя - порогу анаэробного
обмена. Пульс верхней границы в процессе тренировки может достигать 170 уд/мин.
Более
точно верхняя граница определяется уровнем молочной кислоты в крови (лактата),
который не должен превышать 4,0 ммоль/л. Упражнения аэробной направленности
называют тренировками основной выносливости. К ним относятся непрерывный бег,
непрерывная гребля в темпе 22-25 гр/мин или непрерывное выполнение какого-либо
упражнения не менее 40 мин. III -
пульс 160-180 уд/мин - смешанная аэробно-анаэробная работа, нижняя граница зоны
соответствует достижению порога анаэробного обмена, верхняя - уровню
максимального потребления кислорода (МПК). Уровень лактата в крови от 4,0 до
8,0
ммоль/л.
В
упражнениях III зоны аэробный компонент энергообеспечения является основным.
Упражнения выполняются в виде серий временных (от 3 до 20 мин.) отрезков
интенсивной работы с интервалами (от 5 до 15 мин.) работы меньшей интенсивности
(I зона). Для записи комбинаций упражнений используется следующая форма. В
тренировках III зоны применяются комбинации упражнений. IV -
пульс 180-190 уд/мин, - смешанная анаэробно-аэробная работа, нижняя граница
зоны соответствует достижению максимального потребления кислорода, а верхняя -
достижению максимального кислородного долга. Уровень лактата в крови от 8,0 до
12,0 ммоль/л. В
упражнениях IV зоны основным является анаэробный компонент энергообеспечения. В
связи с образованием большого кислородного долга доля этих упражнений должна
составлять не более 2-4%. Упражнения применяются для развития
скоростной выносливости в следующих комбинациях. V -
алактатная работа применяется для развития быстроты и контроля техники,
продолжительность упражнений в этой зоне не должна превышать 30 с, темп -
предельный, интервал отдыха - до полной готовности к повторению
упражнения. Одна из комбинаций упражнения. Содержание
упражнений, направленных на развитие общей и специальной выносливости, дано
непосредственно в пункте 4 планов типовых уроков поурочной программы для
спортивных школ и училищ олимпийского резерва. ПЕРИОДИЗАЦИЯ И СООТНОШЕНИЕ
СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ И МНОГОЛЕТНЕМ ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ. Многолетняя
целенаправленная подготовка гребца от новичка до мастера строится как единый
процесс, в котором могут быть выделены четыре относительно самостоятельных
этапа: - этап начальной подготовки, - этап углубленной спортивной
специализации, - этап спортивного совершенствования, - этап высшего спортивного
мастерства. Каждый из этих этапов имеет различные задачи, основывающиеся
на общих закономерностях развития физических качеств и спортивного
совершенствования и направленные на достижение одной главной цели - высшего
спортивного мастерства. Поскольку продолжительность заинтересованных занятий в
гребном спорте составляют 6-7 лет и желательно чтобы эта заинтересованность не
закончилась раньше начала периода достижения наивысших спортивных результатов –
21-22 лет – этап углубленной спортивной специализации должен начинаться не
раньше 14-15 лет. Предшествующая подготовка должна носить базовый и
ознакомительный характер. Планируя подготовку опережающих в развитии свой
возраст спортсменов (акселератов) необходимо не допускать форсированной
подготовки. В подготовке начинающего гребца, главным образом
общеподготовительными средствами, закладываются основы спортивной
работоспособности, вырабатывается широкий двигательный диапазон, осваиваются
большие тренировочные объемы, изучаются и закрепляются основы техники гребли,
накапливается тактический опыт, развивается интеллект спортсмена. Спортсмен
только знакомится с видом спорта. Объем специальной подготовки в этот период не
превышает 25-30% от общего объема тренировочных занятий. Тренировки проводятся
в основном комбинированные, небольшой интенсивности и продолжительностью от 1,5
до 2 часов. В тренировку по общей подготовке входят: бег, передвижение на
лыжах, плавание, игры, общеразвивающие упражнения без предметов, в парах, с
собственным весом и с небольшими отягощениями. Умение плавать для гребца
является обязательным, так как это связано с безопасностью тренировочных
занятий. Тренировки по специальной подготовке небольшой интенсивности должны
проводиться, главным образом, в одиночках и двойках и быть направлены на
обучение основам техники гребли. Много внимания следует уделять работе в
неподвижном учебном аппарате и гребле в распашных лодках на обеих сторонах.
Очень эффективным средством начального обучения, а также силовой подготовки
является народная гребля. Интенсивность и объем тренировок постепенно
возрастают, увеличивается также количество соревнований, в которых спортсмен совершенствует
свое техническое и тактическое мастерство, вырабатывает стойкость к сбивающим
факторам. Период достижения наивысших спортивных результатов, начинающийся в
академической гребле (за небольшим исключением) с 21-22 лет, характеризуется
интенсификацией тренировочных нагрузок при сравнительно небольшом увеличении их
объемов, изменением соотношения средств общей и специальной физической
подготовки в пользу последней, доведением до совершенства технического и
тактического мастерства. Специальная подготовка для групп высшего спортивного
мастерства составляет около 70%, а иногда и больше от общего объема
тренировочных нагрузок. При планировании тренировочных нагрузок и соотношений
средств общей и специальной подготовки и проведении тренировочных занятий
необходимо учитывать следующее: - спортсмен добивается более высокого и
надежного прироста достижений, если в первую очередь увеличиваются объемы
тренировок, а интенсивность повышается сравнительно осторожно. Оптимальное
увеличение годового объема тренировочных нагрузок составляет 12-13 % и не
должно превышать 20 %; - ступенчатое увеличение нагрузок более эффективно
для повышения тренированности, чем постепенное. Это связано с необходимостью
приспособления организма к новому уровню нагрузки; - общая подготовка не должна
исключаться в соревновательном периоде, так как в этом случае выработанные в
подготовительном периоде необходимые для гребца физические качества частично
утрачиваются; - в юношеском возрасте и у начинающих спортсменов
даже неспециализированные тренировочные нагрузки приводят к росту спортивного
результата; - наивысшие показатели в одном из физических качеств могут быть
достигнуты лишь при определенном уровне остальных, т.е. воспитание физических
качеств должно обеспечивать их гармоническое развитие в необходимом
соотношении. Общее физическое развитие является основой для повышения уровня
функциональных возможностей и технического мастерства спортсмена, на них
базируется его спортивный результат. Структура недельного
микроцикла Обобщение
опыта работы и результатов исследований совместного воздействия различных по
направленности тренировочных нагрузок (диктует следующее построение недельных
микроциклов по этапам и периодам годичного цикла подготовки. При
тренировочной нагрузке 15 и более часов в неделю в условиях
учебно-тренировочного сбора или летнего лагеря возникает необходимость
проведения 2-х и З-разовых занятий в день, а в группах высшего спортивного
мастерства одно из трех занятий может быть даже сдвоенным, т.е. две тренировки
с паузой около 45 мин. для питания и отдыха. В этих случаях целесообразно,
чтобы направленность занятий одного дня была сходной и соответствовала
предложенной выше структуре недельного микроцикла или при высоких нагрузках
первых тренировок следующие были восстановительного характера. В
соревновательном периоде в недельном цикле, предшествующем основным
соревнованиям, объемы тренировочных нагрузок должны быть снижены за 2-3 дня, в
главным - за 7-10 дней в зависимости от состояния и уровня готовности
спортсмена. К этому необходимо добавить, что запланированный объем
тренировочных нагрузок должен быть выполнен, даже если по каким-либо причинам
невозможно распределить тренировочные занятия в соответствии с предложенной
схемой. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2004 - 2008
Balt
-
Rowing
.
narod
.
ru
При использовании материалов сайта гиперссылка на ресурс обязательна! |