|
Реклама:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
‹‹‹назад
В основе планирования лежит тесная связь объема и интенсивности тренировочных
нагрузок, их направленности и спортивного результата. Планирование
осуществляется на основе анализа исходных индивидуальных данных
спортсменов. В соответствии с продолжительностью планируемого периода
различают перспективное (многолетнее), годовое и текущее
планирование. Планирование подчиняется и осуществляется в соответствии со
своими принципами, первый из которых гласит, что чем продолжительней
планируемый отрезок, тем меньше детализация, т.е. многолетний или перспективный
план по существу уже является программой, определяющей основные этапы,
направленность, объем и соотношения средств подготовки. Принцип
ступенчатого и волнообразного возрастания нагрузки основан на необходимости,
для постоянного поддержания тренировочного эффекта, по мере адаптации
переходить к следующему, более высокому уровню нагрузки, но после
восстановительного микроцикла. Обычно один такой мезацикл состоит из четырех
недель и имеет ритм 3:1 – три недели нагрузочные и одна восстановительная.
Этапы подготовительного и соревновательного периодов так же образуют свои
макроциклы с волнообразным распределением тренировочных нагрузок. Принцип
круглогодичности требует, чтобы спортсмен тренировался без перерывов в течение
круглого года, всегда стремился к оптимальной нагрузке, обеспечивая непрерывное
развитие тренированности. Круглогодичная тренировка обеспечивает высокую
общую нагрузку и тем самым быстрый прирост достижений. Принцип
периодизации и цикличности. Построение
и продолжительность календарного плана соревнований по гребле подсказывает, так
же как и в ряде других видов спорта, целесообразность образования годового
тренировочного цикла, включающего в себя взаимосвязанные подготовительный,
соревновательный и переходный периоды, подразделяющиеся на этапы. Каждый период
и этап преследует свою специфическую цель, из которой вытекают задачи, подбор
средств и особенности нагрузок. Подготовительный период подразделяется на три
этапа, хотя правильней, исходя из специфических задач третьего этапа, назвать
его специально-подготовительным
периодом.
Этот
период составляет 5 недель в апреле-мае и имеет задачу – трансформацию
приобретенных физических качеств в специальную – соревновательную выносливость.
Задача первого этапа – с начала подготовки и до Нового года – развитие аэробной
выносливости. К концу этапа она должна достичь уровня, необходимого для
обеспечения запланированного результата в гребле. На втором этапе
подготовительного периода (январь – март) осуществляется развитие силы и
совершенствование технического мастерства, и на третьем этапе –
специально-подготовительном – все компоненты состояния тренированности
объединяются в одно целое, и обеспечивают соревновательные достижения на уровне
лучших результатов прошлого сезона или чуть лучше. Если спортсмен в течение
соревновательного периода не достигает лучших, чем в начале его, результатов
или даже ухудшает свои результаты, то это часто свидетельствует о том, что на
втором этапе была слишком быстро повышена интенсивность, слишком завышена доля
специфической соревновательной нагрузки, а общий объем нагрузки в конце периода
был чрезмерно сокращен. Главная задача в соревновательном периоде – развить и
стабилизировать достижения спортсмена, сделать его способным показывать на
важнейших соревнованиях наилучшие результаты, настроить спортсмена на
максимальное напряжение всех сил во время соревнований. При этом не следует
существенно уменьшать объем нагрузок, направленных на развитие и стабилизацию
аэробной выносливости. Допустимо только несколько снизить интенсивность этих
нагрузок. При оптимальном построении соревновательного периода можно
рассчитывать, что спортсмены достигнут своих лучших результатов через
шесть – десять недель после начала соревновательного периода. Если
соревновательный период продолжается после главных соревнований, то следует
включить особый этап, включающий в себя около трех недель подготовительных
упражнений и полторы – две недели специально-подготовительных, что создаст
предпосылки для роста спортивно-технического результата и успешного выступления
в дальнейших соревнованиях. В соревновательном периоде значительно расходуется
физическая и психическая энергия и новому подготовительному периоду должен
предшествовать активный отдых – переходный период, продолжительностью до
четырех недель. Его главная задача заключается, в первую очередь, в полном
физическом и психическом восстановлении спортсмена. Во время переходного
периода надо отдать предпочтение общеразвивающим упражнениям и избегать
принуждения. Принцип
сознательности исходит из того, что творческая инициатива и самостоятельность
спортсмена являются необходимыми предпосылками оптимального построения
тренировочного процесса и достижения намеченных целей. Осуществление принципа
сознательности предусматривает участие спортсмена в составлении планов и
определении цели подготовки, анализе выполненной тренировочной работы и
результатов участия в соревнованиях, оценке результатов этапного тестирования,
проведения самостоятельных тренировочных занятий. Принцип
систематичности предусматривает системное построение тренировочного процесса,
определенную периодизацию, цикличность, непрерывность и возрастание нагрузки,
т.е. он как бы объединяет эти принципы, требует систематического следования
им. Принцип
наглядности предполагает создание у занимающихся ясного и полного
зрительного и осязательного представления об изучаемом двигательном действии.
Принцип предусматривает использование кино- и видеосъемок, просмотр
соревнований, кинограм и рисунков, квалифицированный показ и копирование
сидящего впереди квалифицированного спортсмена. Принцип
доступности предусматривает соответствие запланированных тренировочных нагрузок
намеченным целям и способность спортсмена к их выполнению, т.е. тренировочные
нагрузки д.б. сориентированы на верхнюю границу работоспособности. Для
осуществления принципа очень важно индивидуальное планирование тренировочных
нагрузок и объективное комплектование тренировочных групп.
Планирование завышенных, невыполнимых тренировочных нагрузок и целей подготовки
вызывает недоверие спортсмена к тренеру и собственным способностям и
отрицательно влияет на мотивацию занятий греблей. Принцип
прочности заключается в необходимости прочного овладения знаниями,
умениями и навыками и достигнутого уровня физической подготовки. Прочность
достигается постоянным, непрерывным повторением и закреплением учебного
материала. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2004 - 2008
Balt
-
Rowing
.
narod
.
ru
При использовании материалов сайта гиперссылка на ресурс обязательна! |